Ивана Чаббак: «У Брэда Питта есть козырь. Он использует то, что другие упускают»

Интервью с Иваной Чаббак — звездным тренером Брэда Питта, Холли Берри, Джима Керри, Йена Сомерхолдера, Евы Мендес и многих других.

У вас исключительный актерский талант и привлекательная внешность, почему вы сами не снимаетесь в кино?
Потому что мне не нравится. Точнее не так, мне не настолько нравится играть, как преподавать. Помню, когда 20 лет назад я играла в театре, то во время репетиций регулярно поглядывала на часы в ожидании конца. В моей преподавательской работе такого не бывает: я, наоборот, могу не заметить, как пролетает несколько часов. Наверное, это и есть настоящий показатель влюбленности в свое дело.
И большое спасибо, что назвали меня привлекательной. Слышать это в определенном возрасте становится особенно приятно.

А как вы нашли в себе такой особый талант к преподаванию?
Я помогала друзьям по театру репетировать их роли и ощущала себя в такие моменты гораздо более приподнято, чем на своих выступлениях.

Кто был вашим самым способным и самым неспособным учеником?
Они все способны, они мои дети. Просто некоторым из них понадобилось больше времени, чтобы раскрыться (улыбается). На самом деле в Голливуде все знают, что если я соглашаюсь с кем-то работать, значит я в него верю.

Ваша система основана на актерских упражнениях Станиславского, но известный факт, что он был достаточно строг, а порой даже груб со своими учениками. С вашей точки зрения, это необходимо для учебного процесса?
Совершенно нет. Я очень вежливо отношусь к ученикам. Мне кажется, чтобы человек раскрылся и начал творить, он должен чувствовать себя защищенно и комфортно.
Я никогда не осуждаю.

Даже если вы смотрите кино, в котором актер играет роль, над которой вы работали вместе, и играет не совсем так, как бы вам хотелось это видеть?
Безусловно, я высказываю свое мнение и во время съемок, и по выходу киноленты, но очень корректно. Актер должен чувствовать, что ему есть куда расти, а не что он бестолочь.

Можно ли великолепно сыграть плоскую роль?
Суть всей моей системы обучения в том, чтобы даже самую незначительную, эпизодичную роль играть как самую важную в своей жизни. Посмотрите фильмы раннего периода всех великих актеров, ведь, как правило, все начинают с малых сцен. Но всех их отличает то, что они уже ощущали себя звездами.

Например?
Великолепный пример — Брэд Питт. Его неминуемый успех был мне заметен с первого взгляда. У него есть такой козырь, как смелость: он никогда не стеснялся даже самых странных ролей, не боялся выглядеть смешно. В то время как многие другие артисты пропускали возможности в опаске показаться нелепыми.

А Холли Берри? Во время своей пламенной речи, когда она получила «Оскар» за фильм «Бал монстров» и стала первой темнокожей актрисой, удостоенной этой награды, Холли благодарила вас за «самый важный совет в ее актерской карьере». Каким он был?

Этот совет был. И действительно он был важный, несмотря на то, что достаточно простой… (Улыбается). Но вам я его не расскажу! Так как он был основан на личной истории Холли. Могу сказать только, что мы перестраивали реплики и сценарий «Бала монстров» таким образом, чтобы темнокожая женщина не выглядела гендерно ниже светлокожего мужчины. Поэтому полученный «Оскар» действительно стал для нас олицетворением не только актерской победы.

Вся ваша система «12 ступеней к актерскому мастерству» выстроена на тонкой работе с собственной психологией и подсознанием. Ваши достижения показывают, что вы блестяще работаете с подсознанием. У вас есть образование психолога?

Нет, но есть у моего брата, отца и еще нескольких членов семьи.

Используя вашу систему, актером может стать каждый?
Наверное, да, если будет готов очень много трудиться. Но вот к этому не все готовы, а только те, кому действительно интересно. Талант — очень относительное понятие. Мы все талантливы во всем. Просто каждый достигает высот именно в том, что ему интересно, ведь когда интересно, не устаешь, а значит можешь очень много работать.


В интервью вы часто говорите о том, что харизма помогает быть успешным актером. Как бы вы ее определили?
Это сексуальность. Но не та, которая ниже живота и чтобы размножаться. А та, которая осознание своей половой принадлежности, помноженное на интеллект и личный опыт. Когда это все в гармонии, рождается та самая необъяснимая привлекательность.

Какое главное правило качественной актерской игры?
Не надо бороться со страхом. Надо поднимать его, пропускать через себя, осознавать и использовать высвободившуюся энергию в своих целях.

12 инструментов актера из книги Иваны «Мастерство актера. Техника Чаббак»:
1. Сверхзадача. Чего ваш персонаж хочет от жизни больше всего? Определение желаний, которые сопровождают вашего персонажа на протяжении всего действия.
2. Сценическая задача. То, чего ваш персонаж хочет, пока длится конкретная сцена. Эта задача помогает в решении сверхзадачи персонажа.
3. Препятствия. Затруднения физического, эмоционального или ментального характера, которые мешают персонажу в выполнении его сверхзадачи и достижении сценической задачи.
4. Замена. Отождествление в ходе разыгрываемой сцены другого актера с человеком из вашей реальной жизни, который важен для ваших сверхзадачи и сценической задачи. Например, если сценическую задачу вашего персонажа можно сформулировать как «сделать так, чтобы ты меня любил(а)», вы должны найти кого-то из вашей жизни, кто действительно заставляет вас испытывать эту потребность — стремиться к любви жадно, отчаянно, всем своим существом. Потребность, связанная с реальным человеком, дает вам сложное и многоплановое переживание.
5. Внутренние объекты. Образы, возникающие в вашем воображении, когда вы говорите или слышите о каком-то человеке, месте, вещи или событии.
6. Такты и действия. Такт — это намерение. Каждый раз, когда меняется намерение, происходит смена такта. Действия — это мини-цели, порождаемые каждый раз тактом и способствующие достижению сценической задачи и, как следствие, сверхзадачи.

7. Предыстория. Событие, которое произошло до начала сцены (или до крика «Мотор!») и которое служит для вас отправной точкой как в физическом, так и в эмоциональном смысле.
8. Место действия и четвертая стена. Принцип места действия и четвертой стены подразумевает, что вы наделяете физическое пространство своего персонажа, которое в большинстве случаев реализуется на сцене, в учебном классе или на съемочной площадке, свойствами реального места. Прием места и четвертой стены создает ощущение уединенности, интимности, истории, смысла, защищенности и достоверности. Место и четвертая стена должны служить фоном и придавать смысл тем творческим решениям, которые вы создали при помощи остальных инструментов.
9. Манипуляции. Обращаясь с реквизитом, вы создаете определенную манеру поведения. То, как вы расчесываете волосы во время разговора, завязываете шнурки, пьете, едите, орудуете ножом, чтобы что-то отрезать, и т. д., — это примеры манипуляций.
10. Внутренний монолог. Диалог, который вы произносите мысленно, не озвучивая его вслух.
11. Жизненные обстоятельства. История вашего персонажа. Совокупность прошлых переживаний, которые определяют, почему и каким образом он действует в мире. Вам нужно соотнести жизненные обстоятельства персонажа с вашими собственными, это поможет вам по-настоящему понять и прочувствовать поведение вашего персонажа, перевоплотиться в него и прожить эту роль.
12. «Будь что будет». Хотя техника Чаббак и обращается к интеллекту актера, это не сборник интеллектуальных упражнений. Суть этой техники — воссоздать поведение человека настолько достоверно, чтобы добиться искренности и непосредственности, возможной только в случае подлинного проживания роли. Чтобы воспроизвести естественное течение жизни и вести себя спонтанно, вы должны отключить свою голову. Для этого вы должны положиться на ту работу, которую проделали с помощью предыдущих одиннадцати инструментов, — и будь что будет.

Эти двенадцать инструментов актера создают мощный фундамент, который помогает оставаться «здесь и сейчас» и способствует непосредственной, глубокой, динамичной и мощной актерской игре.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: